Долги за коммуналку испортят кредитную историю россиян

Минфин внесло поправки в законопроект "О кредитных историях", которые позволят отражать в кредитных историях (КИ) граждан сведения о неоплаченных долгах за услуги ЖКХ,  сотовую связь и другие услуги без их согласия, если вынесено решение суда о взыскании этих сумм. В настоящее время включить такие данные в КИ возможно только при наличии письменного подтверждения на это со стороны должника.
Согласно поправкам, любая организация, перед которой есть подтвержденная вступившим в силу решением суда задолженность, вправе будет предоставить эти данные в бюро кредитных историй (БКИ) без согласия неплательщика.
Данная норма касается неплатежей за товары и услуги, предоставленные гражданам в рассрочку, например такие как сотовая связь, коммунальные услуги, автомобильные штрафы и прочее. Норма не распространяется на долги по займам, сведения о которых по-прежнему предполагается направлять в БКИ только при наличии письменного подтверждения на это со стороны гражданина.
При передаче данных в БКИ без согласия должника законопроект предусматривает обязательное уведомление его об этом.
Как следует из текста поправок, кредитные истории граждан также предлагается дополнить информацией о действующем поручительстве по кредитам, выданным третьим лицам. Сейчас эти сведения отражаются в кредитной истории только после того, как сам заемщик прекратил все выплаты по займу, и ответственность за его погашение легла на поручителя. В случае принятия поправок наличие поручительства будет учитываться банком при принятии решения о выдаче кредита и влиять на размер суммы.
Гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин полагает, что передача в БКИ информации о долгах граждан за услуги ЖКХ, мобильную связь и других долгах при наличии соответствующего решения суда, могла бы дисциплинировать россиян.
— Сейчас многие не исполняют свои платежные обязательства по причине безнаказанности, — говорит Лагуткин. — В случае принятия поправок один неоплаченный штраф ГИБДД или задолженность по коммунальным платежам может обернуться для гражданина плохой кредитной историей и невозможностью взять кредит в будущем.
По словам экспертов, отражение в КИ информации не только о банковских кредитах граждан, но и об исполнении ими иных обязательств является общемировой практикой всех прогрессивных стран.
— В западных странах хорошая кредитная история — официальная рекомендация, — указывает коммерческий директор Experian DA Александр Морозов. — Такую рекомендацию просят не только в банке, но и при приеме на работу, сдаче в наем жилья и даже во время записи к врачу. Все хотят быть уверены, что клиент готов исправно платить за оказываемые услуги.
Важна дополнительная информация о клиентах и для банков. Замечено, что если человек попадает в сложную жизненную ситуацию, то сначала задерживает оплату небольших счетов в пределах $100. Это является сигналом для банка, что экономическое положение его клиента ухудшилось.
— Причем заинтересованными сторонами здесь являются как сам банк, так и его клиенты, — говорит аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский. — На основании данных о заемщике, в том числе предоставленных в кредитной истории , банк может оценить, не станет ли новый кредит непосильным бременем для семейного бюджета.
В дополнение к вышесказанному директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков добавил, что предложенные изменения — еще один шаг на пути к более цивилизованному развитию кредитного рынка, а именно возможности предоставлять выгодные условия кредитования именно тем заемщикам, которые ответственно погашают все взятые на себя обязательства.
В свою очередь, у пользователей Юником24 появилась возможность проверять кредитную историю потенциальных клиентов с помощью мобильного приложения для iPhone и WindowsPhone.
По материалам издания "Известия"

Комментарии